Волшебство Около Футбола


HungryShark съездил на съемки уже нашумевшего фильма «Около Футбола» режиссера Антона Борматова, проследил за тем, как проходит процесс создания самого амбициозного и самого секретного кинопроекта последних лет в России, пообщался с основными действующими лицами и предлагает вашему вниманию настоящий эксклюзив.

«Футбол в России запретить», – говорит с несползающей с лица ехидной улыбкой мужчина, удивительным образом похожий на продюсера Сергея Сельянова, и, почесывая пожелтевшую от никотина бороду, смотрит вдаль. Смотрит туда, где еще каких-то 5 часов назад располагалась поляна, вся покрытая зеленью. Сейчас же это зона боевых действий. Питер против Москвы. Желтые футболки против масок с черепами. Для кого-то – добро против зла, для кого-то – шанс рассказать обывателю, что занимает его жизнь вот уже десятки лет, а для кого-то просто времяпрепровождение в кругу друзей.

Парни, втаптывающие друг друга в грязь, готовые наброситься на противника, и в победном вопле: «Skullhead Crew» поднимающие руки к небу, всего лишь несколько дней делают это «понарошку». На съемочной площадке фильма «Около Футбола» люди дерутся не по-настоящему и герои вымышленные. Но история фильма – дайджест всего того, что происходило на твоей улице, в твоем районе, но ты об этом не знал или боялся узнать, а все, что тебе рассказали, нужно было делить на число из второго десятка.

«Ожиданий от фильма никаких нет, – продолжает двойник продюсера, – пошли бы лучше на завод работать, чем по лесам бегать». Колоритный мужчина, не отличающийся оригинальностью в своей оценке «хулиганизма» в стране, оказался, конечно же, не великим Сельяновым, а татуировщиком «главных и не очень» героев. К слову, с его позицией едва ли согласился бы хоть один из тех двух сотен людей, которые собрались этим промозглым утром в одном из районов Подмосковья.

По площадке бегает молоденькая девушка с хлопушкой. У нее проблема: она может успеть либо выпить горячего чая, либо обсудить с подругой процесс создания фильма и того парня с колоритными усами. Выбирает второе и заодно говорит мне, что на съемках она уже давно и верит в этот проект. Ей вторит «администратор хлопушек», как она сама себя просила назвать, уверяя: «Кино ждет успех, и хорошо, что такие фильмы снимают. Народ пойдет, который от 18 лет и старше, так как они умеют думать, ведь фильм именно для этого, а не «жвачка для мозгов».

«Это жизнь! Так замечательно, что можно узнать то, о чем и представить себе не мог», – уверяет женщина за 40 в костюме Bosco, приходящаяся тещей кому-то из съемочной команды.

Первое впечатление могло быть обманчивым, но признания в нелюбви к западному кинематографу и любви к русским комедиям с участием ведущих вечернего шоу не оставляют ей шансов в моих глазах. Дама напоминает как раз того, для кого проект и создается, – типичного представителя среднего класса. Именно для таких как она в фильме, кроме тщеславия самих фанатов относительно своей исключительности, присутствуют знакомые любому человеку истины. Например, что фанатизм – это целый мир, и в мире этом стоит жить по совести, или что такие понятия, как «дружба» и «любовь» не устарели, а с каждым днем принимают все новые смыслы.

Поговорить с другими практически не получается, так как по полю бегает молодой режиссер Антон Борматов, который как будто сам не один выезд «пробил» с любимой командой и успел поучаствовать не в одном замесе. Он нервничает, профессионально ругается матом и объясняет 70 парням, как нужно драться и «убивать врага». Что удивительно, так это то, что те его безропотно слушаются, повторяя с нескрываемым мучением двадцатый дубль кряду.

Не выходит из головы мысль, что прямо сейчас перед твоими глазами и происходит то волшебство кино: молодой художник превращается из перспективного и подающего надежды в выдающегося и заметного. Безусловно, в руках у Борматова все козырные карты. Во-первых, Игорь Гринякин – оператор успешных «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Адмирал», которые выезжали именно благодаря работе камеры. Во-вторых, в его распоряжении лучшая в стране техника: дорогой свет, оптика Анаморфот, краны, скайлифты, в общем, все, что нужно для создания весомого аргумента в пользу существования российского кино. В-третьих, качественный, а главное честный сценарий, который с начала 2000-х пытались написать многие, но получилось лишь у талантливейшего Дмитрия Лемешева при участии ребят из легендарной банды Flint`s Crew. В-четвертых, лояльность парней из разных движей, которые, несмотря на многие разногласия и многолетние противостояния, приезжают из разных городов для создания фильма. Ну и, наконец, самый главный козырь – продюсер. Сергей Михайлович Сельянов – феномен, поверивший в спорные «Брат», «Бумер» и «Груз 200», без которых тот самый злополучный гвоздь в гроб российского кино уже давно был бы вбит. В кинобизнесе уверены, что именно участие Сельянова является залогом успеха в уже, казалось бы, проигранной борьбе против блокбастеров категории B.

Теперь дело за Борматовым, ведь он должен правильно распорядиться всем тем, что имеет, и завершить партию победой.

Между тем, начинает смеркаться, количество пустых стаканчиков из-под чая множится, а новые актеры потихоньку устают, но, по-прежнему, царит атмосфера умеренного угара.

Толпа зевак на заднем плане мешает работать Борматову. Часть фанатов решают «угареть», и с дикими воплями 40 бойцов устремляются в сторону оторопевших дачников. Те на секунду застывают в ужасе, понимают неизбежность «рубки» и скрываются в лесу. Съемочная группа и остальные сочувствующие хохочут и аплодируют.

Позже раздаются заряды: «Димон, давай, Димон, давай». Это просят известного в субкультуре поэта Дмитрия «Нормального» прочитать новое произведение, но тот, на удивление, оказывается застенчивым и уходит с оператором от этого бушующего моря поклонников подальше. Такие они, эти гении.

Рядом дежурит карета «скорой». Казалось бы, зачем она, если это всего лишь игра. Один из питерских сидит с перемотанным коленом и грустным взглядом. На сегодня и, возможно, до конца съемок он «вне игры».

По признанию известного спартаковского фаната Г., «драться «понарошку» гораздо тяжелее, чем «по-настоящему»:

— Многие ребята, особенно на первых порах, не могли правильно рассчитать свои силы и возможности. Кажется, вот он передо мной, тот, с кем так давно хотелось выйти раз-на-раз. Не все могли удержаться от соблазна. Приезд людей из Питера ожидали с недовольством, но сейчас уже ребята стали для нас почти как родные.

— Травм много?

— Больше, чем кажется. Один сегодня порвал крестообразные связки, кто-то палец сломал, вывихи, мозоли, ушибы и так далее.

Покидаю Г. и иду к одному из главных людей на площадке, пытаясь узнать у него все самое интересное.

— Шесть месяцев три раза в неделю я и мои друзья из Flint`s Crew собирались в замечательном Small Pub и вместе придумывали отдельные сцены для будущего фильма. Адекватного сценариста найти было просто нереально. На протяжении 5 лет ходил по ВГИКу и читал тот откровенный бред, который некоторые умудрялись писать. Они не понимали всей глубины и сути околофутбольного движения. Дима Лемешев, на удивление всех, оказался, во-первых, разумным, во-вторых, ему самому на определенном моменте это стало интересно. В-третьих, он сам проникся идеей, ходя и на футбол, и на музыкальные концерты, и так далее. Все истории взяты из реальной жизни, и события, которые происходили в фильме, имели место. Поэтому Жетону, Дуче, Г. и Витале Гашеку было много чего рассказать. Мы чуть-чуть «подрисовали» сюжет, придумали любовь, придумали выбор для героев, по каким правилам жить.

— Учитывая, что на Западе было снято достаточно работ на выбранную вами тему, у фильма есть прототип?

— В принципе фильм сделан по макету западных аналогов под девизом «Играйте, но не заигрывайтесь».

— Кино будет зрительским или авторским?

— Кино будет зрительским. Авторским его нельзя назвать, потому что оно уже жанровое. Возьмем «Фабрику Футбола» – это чистой воды кино для хулиганов, и смотреть его могут только люди «в теме». Мы же хотим сделать что-то особенное не только для фанатов, но и для обывателя. Наш фильм ближе к «ФФ», чем к «Хулиганам Зеленой Улицы». И стоит признать, что «Фабрика» проигрывает в том, что там нет истории любви, а в основе любого произведения должна быть хоть маленькая романтика, для девушек, потому что именно они, в основном, и водят парней в кино.

— Сложно было начинать с нуля?

— Конечно же. В первую очередь стоял вопрос денег. Текст был показан 3 ведущим компаниям на рынке, и все захотели снять «Около Футбола», но позиционировали себя в таком духе, что с фанатами делать ничего, и это не те люди, с которыми можно делать реальное дело.

— Как уговорили Сельянова?

— Признаюсь, что весь съемочный процесс нам очень сильно фартит. Сергей Михайлович сразу же откликнулся на предложение и в день прилета в Москву из США встретился, попросив чуть доработать материал и что-то поменять. Ему откровенно понравилась эта история, и он дал денег. График оператора Гринякина совпал именно с «Около Футбола», мы взяли в команду второго режиссера, который работал с самим Рязановым, Борматов перезвонил через час после получения текста сценария. Мы считаем, что все это добрые знаки.

— Денег хватает?

— Бюджет у нас 2 млн. долларов. Меня во ВГИКЕ учили, что деньги надо зарабатывать на прокате, а не на производстве. У нас не очень много денег, но в эти рамки уместились, несмотря на то, что задействовано много людей, самое дорогое оборудование, аналогов которому в России нет. Мы полностью используем свой потенциал. К примеру, в типичной киноленте используют порядка 70-ти декораций и апартаментов. В «Около Футбола» же используется около 150, то есть как в целом сериале.

— На этом проблемы были исчерпаны?

— Каждый день дается тяжело, это как рождение ребенка. Поле непростое, тащить сюда всю технику тяжело, постоянно кто-то опаздывает, не дают разрешения. Все идет, как и положено.

— Всех интересует вопрос: как удалось при жестких отношениях с полицией снимать картину во время дерби «Спартак» – ЦСКА?

— Да, руководство «Спартака» и ГУВД очень боялись, что фанаты нас побьют, что-то с нами сделают, хотя все были в курсе нашего проекта, и информация о предстоящих мероприятиях была распространена среди двух движей через гостевые и социальные сети. Одна камера была на секторе ЦСКА, две камеры на трибуне «Спартака», две камеры на боковых дорожках, и еще пара перемещалась с сектора на сектор. В общем, мы за 90 минут сняли просто шикарнейший материал, которого ни у кого нет. Но раскрывать секретов, как нам это удалось, не буду, так как все решалось на самом верху.

— Случались ли за это время серьезные конфликты среди парней?

-Вообще нет никаких конфликтов. Так как все друг друга знают, вообще нет никаких столкновений. Все, кто приходят сниматься, друг другу помогают, находят точки соприкосновения, ведут себя прекрасно. Скажу так: это лучшая массовка, которую я вообще когда-либо видел.

— Много желающих принять участие, ведь относительно проекта некоторые авторитеты трибуны высказываются негативно?

— Сегодня к нам приехали бригады из Питера, до этого у нас были «Динамо», всем известные и легендарные личности из ЦСКА. Они все принимают участие в съемках, потому что им нравится идея, потому что ничего подобного еще не делалось. Это общее дело, и ради него все и решили объединиться.

— Правда ли, что проект будет «проспартаковский»?

— Да, это так, потому что идея изначально пришла к «Флинтам», но здесь нет такого, что мы – «Спартак», а вы – никто. Будет рассказ о культуре в целом, о тенденциях. К слову, изначально мы вообще хотели снимать про «Торпедо», так что название команды тут играет не такую важную роль.

— С отношением фанатов мы разобрались более-менее, а как воспримет проект обычный зритель? Интерес гарантирован?

— У нас никогда эта тема не поднималась, поэтому для собственного же успеха мы решили сделать ее более достоверной, чтобы в нее поверили. Именно для этого и задействованы реальные люди и описаны известные всем события.

-«Улица 1905 года» будет?(Одна из самых известных драк в истории русского околофутбола – прим.авт.)

— В «Около Футбола» будут четыре ключевых действия: «просмотр», «подстава», «накрыв» и «забив». Нет, «Улицы 1905 года», к сожалению не будет, но ждите событий в парке Сокольники, Новых Черемушках.

— Вернемся к зрителю. Ваше кино должно будет как-то поменять отношение к субкультуре? Или же вы преследуете иную цель?

— Безусловно, мы делаем все это для переориентации обывательского взгляда на футбольных хулиганов, чтобы народ понимал, что фанаты – нормальные ребята, они не бьют женщин, детей и стариков. Мы решили раскрыть эту тему достаточно широко, рассказывая историю о четырех людях из разных слоев общества и показывая, что хулиганы вовсе не наркоманы или безбашенные идиоты. Это просто их увлечение, все равно, что кулачные бои на Руси.

— Зрителю не тяжело будет вникнуть во все тонкости субкультуры за два часа хронометража?

— Мы всё очень доходчиво объясняем и используем сленговые выражения, понятные даже на ассоциативном уровне. Например, был такой курьез. Сергей Сельянов долго не мог понять, что такое хардбас. Показали ему видео в интернете, он философски на все это посмотрел и сказал: «Мне нравится. Езжайте снимать в Питер.»

Пока я разговаривал с этим «очень важным человеком», как он сам попросил себя называть, съемки, длившиеся уже 15 часов, подходили к концу. Кто-то фотографировался на память, кто-то катался на скайлифте, кто-то, усталый и злой, пил холодный чай и сокрушался по поводу испачканных белых кед.

Среди всех выделялся парень с абсолютно искренним и до безобразия добрым выражением лица, казалось, он хочет продолжения всего этого действа.

Этим парнем был молодой актер МХАТа им. Чехова Павел Ерлыков, играющий роль Мажора. Было бы ошибкой не поговорить с тем, за чьими успехами ты так пристально будешь следить осенью 2013 года.

— Павел, как узнал о фильме, долго ли решался на участие?

— У меня есть свой агент, который занимается поиском работы для меня. Она предложила сходить на пробы сюда, а потом на матч «Спартак» – ЦСКА, после чего я и был утвержден на роль.

— Ты не производишь впечатления настоящего мажора? Или внешность обманчива?

-Да, я совсем не такой как мой персонаж. Я живу в своем собственном мире, склонен больше к духовному, нежели к чему-то иному. Во время съемок я ориентируюсь на Виталия Гашека, который даже жестикулирует особым образом. И, знаете, иногда я забываюсь, и друзья меня не узнают, говоря: «Ты сейчас вылитый Мажор».

— Ты когда-нибудь был связан с этой субкультурой?

— Не был, и на футболе прежде никогда не был. Нам очень помогли сами фанаты, они всегда находятся рядом, поддерживают нас, помогают в определенных вопросах. Смотря на них, я и создавал образ для себя. Большое спасибо им за это.

— Многие не понимают, зачем толпы собираются в лесу, чтобы избить друг друга. Для себя ты смог ответить на этот вопрос?

— Чтобы понять, что это такое, нужно быть здесь, увидеть, что это за люди. Слово «футбольный хулиган» рождает не те эмоции, которые должно. Столкнувшись с ними здесь, я четко для себя осознал, что хулиганы – это интеллигентные люди, к слову, очень начитанные, это не быдло. Когда на перовой же репетиции драки с ЦСКА я попал в эту массу, и мы побежали, крича «Один за всех, и все за одного», я осознал, что мы все – единый кулак. Это чувство как наркотик, от него нельзя отказаться. Для меня это театр, для них стадион, хотя сейчас я сам уже покупаю билеты и хожу на матчи.

— Ты поменял свое мнение о фанатах за это время?

— Мой однокурсник ( Павел является выпускником школы-студии МХАТ – прим.авт.) был в движе, поэтому я знал, почему они все это делают. В нашей жизни много одиночества. Даже живя в Москве, ты понимаешь, что ты одинок и не за что зацепиться. А когда я смотрю на это братство, их единство, я даже немножко завидую, потому что сам хочу жить в таком кругу. Я верю, что за их словами есть большое и это на долгие годы.

Разговор прерывает интересный момент. Группы по очереди выстраиваются к микрофону и либо просто кричат, либо заряжают что-то вроде: «Вперед, Зенит! Вперед за Питер!». Потом это будет наложено на кадры перед самой дракой.

— Ты нашел здесь друзей? Сумел влиться с коллектив?

— Конечно, тут нет ни одного, про кого я мог бы сказать плохое слово. Мы для них как дети, они нас учат, оберегают, вкладывают что-то личное, все, что только возможно.

— Наверняка твоя карьера пойдет в гору после фильма. Где видишь себя в будущем? В театре или на большом экране?

— Театр и кино – это разные миры, конечно же. Я боюсь загадывать, но точно могу сказать, что при любом раскладе, я всего себя отдам творчеству. Спектакль «Ричард III» отнял у меня слишком много здоровья, а все потому, что я стараюсь прожить свою роль, донести что-то людям, не просто, скажем, поиграться в хулиганов и забыть.

— Есть те режиссеры, у которых ты хотел бы сняться?

— Я бы не стал называть кого-то конкретно, так как для меня важно, чтобы это была достойная история, которая не будет противоречить моему внутреннему мироощущению. Я люблю Звягинцева, нравится роль Мамонова в картине «Остров». Я верю в русское кино, в том числе и потому, что оно столь многогранно. У нас очень много еще не реализовавших себя мастеров. До съемок я не знал, кто такой Антон Борматов, но, посмотрев «Чужую», в очередной раз убедился в своих мыслях. Сегодня принято заворачивать мусор в красивую коробку – зритель видит вспышки и фейерверки, но на выходе он ничего не помнит об этом, казалось бы, уникальном опыте, соприкосновении с искусством.

— Скажи, если бы тебе предложили, ты согласился бы поучаствовать в «мутке»?

— Я думаю, что я бы не отказался!(Смеется)

Я уходил с этого поля в одном из районов Подмосковья под заряд «Русские вперед», который кричали, срывая глотки, совершенно разные люди, так непохожие друг на друга. Возможно, не будь этого амбициозного проекта, они никогда бы не встретились на улице, никогда бы не пожали руки и не сказали даже слова. Все они оставили на вспаханном уже поле часть своей души, свои эмоции, свои силы. Хочется верить, что не напрасно.

Сегодня существует слишком много вещей, которые уже давно стоит разложить по правильным полкам. Фильм «Около футбола» должен внести свой вклад. Для кого-то фанатизм так и останется «непознанным», феноменом, требующим права на свое существование. Кто-то же узнает, что среди них есть такие люди, которые живут по своим правилам, защищают до конца выбранные когда-то цвета, и для кого, как говорил Бальзак, «обстоятельства изменчивы, принципы – никогда». Даже если в чьем-то сознании хоть на секунду промелькнет мысль: «А ведь есть в этом что-то», значит волшебство кино еще не иссякло, оно победило. Хотя могло ли оно проиграть?

Фотографии Татьяны Крапивиной

Автор Владислав Стефанский



9 комментариев на “Волшебство Около Футбола”

  1. zoic написал 28 ноября, 2012 в 12:28

    Thumb up 30 Thumb down 2

    великолепный подробный отчет со съемок. Жаль что фильм позже выходит чем закон о фанатах,депутаты наверное узнали о фильме-решили поспешить))

  2. Захар написал 28 ноября, 2012 в 18:29

    Thumb up 20 Thumb down 11

    жаль улицы 1905 года не будет

  3. Свонсен написал 28 ноября, 2012 в 18:59

    Thumb up 30 Thumb down 3

    Отлично. Меня больше всего радует что старики из RBW делают отличную передачу, а флинты снимают шикарный фильм. Парни спасибо Вам огромное что пытаетесь доказать обывателям, что фанаты это не быдло, КТО ЕСЛИ НЕ ВЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  4. лошадь белая написал 28 ноября, 2012 в 22:52

    Thumb up 13 Thumb down 4

    Фабрика тщеславия епта! Но каэш я так грю патамушта меня не позвали; ) вообще это звоночек. ОФ уходит в прошлое, как в Англии в свое время. У молодежи другиеинтересы. Цивилизация дошла и до нас тащемта.

  5. простой написал 28 ноября, 2012 в 23:05

    Thumb up 13 Thumb down 2

    Шикарный отчет!!!Четко и ясно!Враг у нас один,а мы оппоненты!Мы не быдло и не алкаши!а все интеллигентные люди!!!а вот этот отрывок..и прямь правда….))
    «Когда на перовой же репетиции драки с ЦСКА я попал в эту массу, и мы побежали, крича «Один за всех, и все за одного», я осознал, что мы все – единый кулак. Это чувство как наркотик, от него нельзя отказаться. «(с)

  6. forwhiteonly написал 29 ноября, 2012 в 8:54

    Thumb up 9 Thumb down 20

    короче дешевое кино про спортштаны.

  7. thelakoos написал 29 ноября, 2012 в 11:13

    Thumb up 12 Thumb down 0

    Главное чтобы после фильма, кто-то в угаре не перепутал актеров и не разбил щи, в каком нить кабаке )))

  8. Mosh Dancer написал 29 ноября, 2012 в 16:04

    Thumb up 5 Thumb down 7

    Лично не знаю ни одного человека с террасы Динамо, кто снялся бы в этой порнографии. Не подскажете, кто за 1500 снялся в эпизоде про Сокольники? Все было наверное обставлено похлеще чем в Ультрас Ньюс?:-)))))))))))))))

  9. Xxx написал 30 ноября, 2012 в 0:08

    Thumb up 4 Thumb down 1

    Интересно а парням кб кс и пр цветов не западло сняться было в роли сбг?))))