Ди Канио и Лукарелли

В данной статье рассказывается о противостоянии двух полярных идеологий – правой и левой – на примере Лацио и Ливорно, а также их бывших главных звездах: Паоло Ди Канио и Кристиана Лукарелли соответственно.
Незадолго до игры между «Лацио» и «Ливорно» в апреле 2005-го года Айан Хоки в газете «The Times» высказал предположение, что «политика затмит спорт». Хотя спортивные журналисты часто ошибаются, считая, что игры имеют большее значение, чем просто спортивные события, в данном случае Хоки оказался совершенно прав. Матч «Лацио» – «Ливорно» был не просто матчем Серии А. Он знаменовал собой противостояние идеологий этих двух клубов, идеологий их болельщиков, идеологий двух звезд – Паоло Ди Канио из «Лацио» и Кристиана Лукарелли из «Ливорно».
Паоло Ди Канио – очень противоречивая личность. В 1998-м году, выступая за «Шеффилд Венсди», он испортил себе репутацию, толкнув на землю судью Пола Элкока после того, как последний удалил его с поля. (Как ни странно, тот же Ди Канио был удостоен приза ФИФА за честную игру, поймав мяч, летевший в пустые ворота соперников, потому что в то время один из футболистов получил травму). Но свой самый противоречивый поступок Ди Канио совершил в 2005-м году, приветствовав болельщиков «Лацио» с помощью Римского салюта (использовавшегося, как известно, итальянскими фашистами).
Однако Ди Канио – не единственный, кто приветствовал болельщиков с помощью салюта на полях Италии. Нападающий «Ливорно» Кристиано Лукарелли часто празднует забитые мячи с помощью салюта в виде сжатого кулака. Салюта, ставшего известным, благодаря коммунистам.

Вывод об идеологических пристрастиях Ди Канио и Лукарелли можно сделать по их салютам. Желание футболистов использовать свою популярность для пропаганды соответствующих политических сил свидетельствует о силе их убеждений.
Никто из них не скрывает своих взглядов. Ди Канио называет себя правым. После своего салюта он попытался успокоить общественное мнение, сказав следующее: «Я фашист, а не расист» (еврейские организации, как и некоторые другие, такое объяснение не удовлетворило). Лукарелли, в свою очередь, – убежденный коммунист. Рингтоном в его телефоне является коммунистический гимн под названием «Красный флаг». На официальном сайте футболиста на самом видном месте размещено знаменитое изречение Лукарелли: «Некоторые футболисты платят миллионы за «Феррари» или яхту, а я за эти деньги купил себе футболку «Ливорно». И больше ничего».
Так и хочется навесить на Ди Канио и Лукарелли ярлык политических экстремистов, которые, по совместительству, еще и талантливые футболисты. Но дело в том, что они оба исповедуют политические взгляды, разделяемые многими болельщиками их команд. По результатам исследования «Ливорно» и «Лацио» – два из 42 клубов трех сильнейших итальянских дивизионов, которые имеют «ярко выраженную политическую ориентацию».
Связь между болельщиками «Лацио» и фашизмом имеет глубокие корни. Муссолини болел за «Лацио» и часто посещал его матчи. Хотя диктатор уже давно отошел в мир иной, некоторые болельщики «Лацио» продолжают исповедовать его фашистскую идеологию. В 2005-м году Бен Фентон написал в газете «The Telegraph», что Ди Канио объяснил свой салют как «приветствие от ‘camerata’ к ‘camerati’, используя итальянские слова для обозначения членов фашистского движения (camerata – «товарищ», обращение, принятое среди членов фашистской партии) Муссолини». Алессандра Муссолини, внучка Дуче, очень лестно отозвалась о поступке Ди Канио: «Какой прекрасный Римский салют! Я была тронута до глубины души. Напишу ему письмо с благодарностью».

Наиболее активная группировка болельщиков «Лацио», носящая название irriducibili, знаменита своими фанатичными взглядами, которые вызвали бы у Муссолини чувство гордости. Не так давно эти ультрас, находящиеся во время матчей на северной трибуне «Стадио Олимпико», вывесили баннер «Команда чернокожих, толпа евреев», адресуя эти слова своим соперникам из «Ромы». Игроков иной расы, нежели белая, в «Лацио» было относительно немного. Возможно, их отпугивают расистские надписи, «приветствовавшие» Арона Винтера – первого чернокожего футболиста, перешедшего в «Лацио» в начале девяностых. В 2000-м году фанаты выразили поддержку Аркану – военному преступнику из Сербии.
В противоположность ультраправым фанам «Лацио» болельщики «Ливорно» известны своими крайне левыми взглядами. Итальянская коммунистическая партия была основана в Ливорно в 1921-м году, и именно коммунистическая идеология взята на вооружение местными болельщиками. Айан Хоки пишет, что «Ливорно» известен как коммунистический клуб, чьи болельщики не просто приходят на матчи в клубных футболках и шарфах и приносят с собой громкоговорители. Они также приводят с собой Че Гевару. Его облик, изображенный на футболках и баннерах, это не только символ клуба, но и символ всего города, который, как никакой другой в Италии, ассоциируется с левым движением.

Болельщики «Ливорно» тоже известны своим резонансным поведением. Каспер Стинбах упоминает в газете «Scotsman» один эпизод, когда представители «новообразованного фанклуба под названием Brigate Autonomi Livornesi (BAL) выразили свою позицию, развернув на одном из домашних матчей «Ливорно» баннер c изображением местной жительницы, члена неофашистской партии Alleanza Nazionale, с итальянским флагом на ягодицах».
Так же, как Ди Канио однозначно связывает себя с наиболее экстремистскими фанами «Лацио», Кристиано Лукарелли выражает свое восхищение BAL. Он выступает в футболке под номером 99, что символизирует год создания фанклуба, и разделяет любовь его представителей к Че. Многие полагают, что международной карьере Лукарелли помешал случай, когда после забитого мяча он снял футболку и показал запечатленный на майке образ аргентинского революционера. Нападающий не придает этому большого значения: «Я уверен, что, будь я осмотрительней в выражении своих политических убеждений, будь я сдержанней в высказываниях, на моем пути в национальную сборную не было бы столько препятствий. Но моя национальная команда – это «Ливорно».
Хотя они вряд ли это признают, между Ди Канио и Лукарелли есть много общего. Прежде всего, эти футболисты беззаветно преданы своим клубам. «В середине восьмидесятых Ди Канио вместе с фанатами продолжал ездить на гостевые матчи римлян даже тогда, когда уже прочно вошел в молодежный состав «Лацио». А Лукарелли, выступая в 2002-м году за «Торино», присутствовал на решающем поединке своей любимой команды.
Та игра изменила его жизнь. Когда Игор Протти забил победный мяч, «Ливорно» впервые за тридцать лет вышел в Серию Б. Лукарелли, в солнцезащитных очках и с клубным шарфом на шее, после финального свистка выбежал вместе с болельщиками на поле.
Вскоре после этого он стал игроком «Ливорно», согласившись на сокращение заработной платы. Ди Канио тоже пожертвовал деньгами ради любви к клубу, перейдя в «Лацио», который переживал в тот период финансовые трудности, чтобы помочь команде обрести былую славу.
Любовь Ди Канио и Лукарелли к своим клубам возвращается к ним в виде любви болельщиков. Фаны «Лацио» предложили Ди Канио заплатить за него штраф в размере 10 000 евро после Римского салюта (запрещенного в Италии). Каспер Стинбах пишет, что в «Ливорно» «героем является Лукарелли – человек, который пренебрег местом в национальной сборной ради права выразить свою любовь к Че Геваре».
Как недавно отметил Барни Рони в «The Guardian», сегодня игроки с четко выраженными политическими взглядами – редкость. Самые яркие примеры таких футболистов в Италии – это Ди Канио и Кристиано Лукарелли. У них разные убеждения, но и тому и другому просто необходимо выражать эти убеждения на поле.
кстати, насколько я знаю, «Турин» — правый клуб. С политическими убеждениями Лукарелли тяжеловато там жилось имхо